Ответ:
Вся хвала Аллаху.
Быть правдивым – означает говорить правду и высказывать то, что отражает реальность.
Правдивость это одна из необходимостей человеческого сообщества, одно из достоинств людей и приносит большую пользу, в то время как лож является основным элементом для порчи в человеческом сообществе и является причиной разрушения социальной структуры и связей, одним из наихудших качеств и является причиной для распространения вреда. Поэтому, Ислам запрещает ложь и приказывает правдивость.
Аллах сказал (перевод смысла):
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми.»
Ибн Кясир сказал (2:414): «Это означает: быть правдивым и держаться правды и тогда будешь среди людей (истины) и будешь сохранен от бедствий и это удалит от проблем»
Аллах сказал (перевод смысла):
«то для них лучше быть правдивыми к Аллаху» (47:21)
Абдуллах ибн Масуд сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Необходимо быть правдивым, ведь правдивость ведет к праведности и праведность ведет к Раю. Человек продолжает говорить правду и усердствует в правде пока не будет записан у Аллаха как сиддиг (правдивый). Остерегайтесь говорить ложь, ведь ложь ведет к аморальности и аморальность ведет к огню Ада. Человек продолжает лгать и усердствует в лжи, пока не будет записан у Аллаха как лжец» (Муслим, 4721)
Этот хадис указывает на то, что правдивость ведет к праведности (аль бирр). Это всеобщая концепция, включающая все виды добра и различные виды праведных дел. Аморальность основана на отклонении от истины, а аморальный человек (фаджир) тот кто отклоняется от пути наставления. Поэтому аморальность и праведность диаметрально противоположны.
Аль Хасан ибн Али ибн Абу Талиб сказал: «Я запомнил от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) : «Оставьте то в чем у вас есть сомнения (возьмите) то что не вызывает сомнений , потому что правдивость это уверенность и спокойствие, а ложь это сомнение и сметение» (Тирмизи 2520, Нисаи 8:327, Ахмад 1:200)
В длинном хадисе от Абу Суфьяна описана его встреча с Иеркалием, Абу Суфйан сказал: «Иераклий спросил: «Что он (пророк) приказывает вам делать?» Я ответил: «Он говорит: поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему сотоварищей и запрещает то что совершали наши отцы. Он приказывает нам молиться, быть правдивым, праведным и поддерживать родственные связи» (Бухари 1:30, Муслим 1773)
Хаким ибн Хизам передал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Две группы договариваясь о деле могут изменить свое решение пока не разойдутся: если они искренни и откровенны, их дело будет благословлено и если они скрытны и говорят ложь, то благословление их дела будет уничтожено». (Бухари 4:275, Муслим 1532)
Правдивость включает правдивость к Аллаху, поклоняясь Ему с искренностью; правдивость к собствернной душе означает принуждать ее следовать Законам Аллаха; правдивость к людям означает выполнять обещания и держать слово, в таких делах как покупка, продажа, женитьба, т.е. не должно быть обмана, жульничества, лжи и утаивания информации. Так человек должен быть таким же как изнутри так и с наружи.
Относительно лжи, т.е. она строго запрещена и различается в степенях греха и отвращения. Самой противной формой лжи является придавание ложных атрибутов Аллаху и Его Посланнику, потому что это приводит к лжи о религии и является грубым нарушением закона Аллаха.
Так одной из характеристик Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) является полное донесение того, что ниспослал Аллах. Аллах сказал (перевод смысла):
«Кто же несправедливее того, кто возводит на Аллаха навет, чтобы ввести людей в заблуждение безо всякого знания? Воистину, Аллах не ведет прямым путем беззаконников.» (6:144)
«Кто может быть несправедливее того, кто возвел навет на Аллаха? Когда они предстанут перед Господом, свидетели скажут: «Это они оболгали своего Господа». Да будет проклятие Аллаха над беззаконниками,» (11:18)
Также, ложь на Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), как он сказал в мутаватир хадисе: «Кто преднамеренно возведет на меня ложь, тот пусть займет место в Аду» (согласованная версия)
Основным правилом в отношении лжи, то что она не разрешена, но существуют условия при которых Ислам разрешает обман, для того чтобы предотвратить еще больший вред.
Одной из таких ситуаций является, случай когда человек примиряет поссорившихся людей, если примирение невозможно другим способом. Умм Кульсум передала, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не лжет тот кто примиряет между людьми и доносит благое или говорит благое» (Бухари, 2495)
Другим примером является мужчина, который говорит своей жене, или жена говорит мужу о делах которые усилят любовь между ними, даже если в этом содержится преувеличение.
Асма бинт Язид сказала: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: ложь не разрешена, кроме трех случаев: муж говорящий жене, для того чтобы осчастливить ее; ложь во время войны; ложь для примирения между людьми» (Тирмизи 1862, Хасан хадис. См. также Сахих Муслим, 4717)
Одна из наиболее важных форм правдивости и обмана лежит в выполнении обещаний. Правдивость в обещаниях и договоренностях является характеристикой верующих людей. Обещания и договоренности включают высказывания о делах которые человек обязуется сделать, особенно в отношении прав Аллаха. Аллах сказал, восхваляя некоторых из Его рабов (перевод смысла):
«которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры» (23:8)
«соблюдал договора после их заключения» (2:177)
«Среди верующих есть мужи, которые верны завету, который они заключили с Аллахом. Среди них есть такие, которые уже выполнили свои обязательства, и такие, которые еще ожидают, но никак не изменяют своему завету.» (33:23)
Мы просим Аллаха сделать нас искренними и правдивыми в словах и делах.
Аллаху известно лучше.
http://fatwaonline.net
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
comments powered by Disqus