Ответ:
Вся хвала Аллаху… Имам Абу Ханифа был факихом и ученым из Ирака. Его полное имя – Абу Ханифа ан-Ну’ман б. Сабит ат-Тайми ал-Куфи. Он родился в 80 году Хиджры, при жизни некоторых молодых сподвижников, и видел Анаса б. Малика, когда он посетил Куфу. Он передал от ‘Атаа б. Аби Рабахьа, который был его крупнейшим шейхом, а так же от аш-Шу’бы и многих других.
Он, да помилует его Аллах, занимался сбором далилов и путешествовал с этой целью. Что касается фикха и углубления в самостоятельное суждение (раъй), он был в этом непревзойденным, и люди зависели от него в этом, и, как сказал Имама Захаби: «Описание его жизни заняло бы два тома, да помилует его Аллах».
Имам был весьма красноречивым, как сказал его ученик Абу Йусуф: «Он был самым красноречивым и обладал приятным и мелодичным голосом. Он был богобоязненным и праведным человеком, который категорически отвергал то, что запретил Аллах. Ему были предложены власть и богатства этого мира, которые он решительно отверг. Его даже били плетью, чтобы принудить его принять должность кадия или верховного казначея, но он отказался».
Есть много передатчиков от него, и он умер мучеником от водянки в 150 г.х. в возрасте 70 лет (Сияр А’лам ан-Нубала, 6/390-403; Усуль ад-Дин ‘инда аль-Имам Аби Хьанифа, стр. 63)
Мазхаб Абу Ханифы – это один из четырех известных мазхабов и первый из мазхабов фикха. Было сказано, что другие ученые зависят от Абу Ханифы в вопросах фикха. Основа мазхаба Абу Ханифа и других мазхабов, что эти имамы – Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии и Ахмад – усердствовали в понимании далилов Корана и Сунны и давали людям фетвы, основываясь на далилах, которые дошли до них. Затем, последовали этих имамов распространили их фетвы, сделали къиясы на эти фетвы и установили правила своим мазхабам, а так же принципы и основы, пока не сформировались эти мазхабы фикха. Таким образом образовались мазхабы Абу Ханифы, Малика, аш-Шафии, Ханбаля и другие мазхабы, как например мазхаб Авза’и, Суфйан, но этим мазхабам не было предопределено продолжительное существование.
И, как ты видшиь, основами этих мазхабов фикха были Коран и Сунна.
Что касается раъйу и къияс, которых придерживался Имам Абу Ханифа, это не означает, что он следовал своим страстям. Поистине, это — мнение, которое основывается на далилах, или фактах, или на общих шариатских основах. Описывая проблемные вопросы, Салафы использовали слово «раъйу»,также, как применяли этот термин в Тафсире Корана: «Я говорю свое мнение в этом аяте», т.е. делаю иджтихад, но это не значит, что он основывался на страстях, как было сказано выше.
Абу Ханифа широко использовал мнение и анологию, кроме вопросов наказаний (хьудуд), искуплений (кафарат) и шариатских мер (веса, объема, количества и т.п.). Причина этого – он мало передавал хадисы, по сравнению с другими имамами, потому что он предшествовал во времени остальным имамам. Причиной его строгости в передаче хадисов было широкое распространение ложных хадисов и фитны в Ираке в его время.
Необходимо заметить, что не все слова и мнения в мазхабе, который относится к Абу Ханифе, принадлежат ему, и неправильно все приписывать ему. Немалое количество высказываний в этом мазхабе противоречат словам самого Абу Ханифы. Но это отнесли к его мазхабу, основываясь на правилах этого мазхаба, опираясь на другие высказывания имама. Так же, как мазхаб Ханафи опирается на мнениях его учеников Абу Йусуфа и Мухаммада. В добавок, мазхаб включает в себя иджтихады учеников имама, и все это в конце становится мазхабом. И это относится не только к мазхабу Абу Ханифы, но ко всем известным мазхабам.
А если скажут: если основа этих четырех мазхабов – Коран и Сунна, то почему мы находим явные разногласия во мнениях ученых фукаха?
Ответ: каждый имам давал фетву, основаясь на далиле, который дошел до него. Возможно, до имама Малика доходит хадис, и он отвечает этим хадисом. Но этот хадис не доходит до Абу Ханифы, и он отвечает по-другому, а истина лежит по другую сторону. Так же может до имама Абу Ханифы дойти достоверный хадис, и он отвечает им. А до Имама аш-Шафии доходит тот же хадис, но со слабым иснадом, и он не принимает его в расчет и отвечает по-другому, основываясь на своем иджтихаде. Поэтому и произошли разногласия между имамами, если быть кратким. Но, в итоге, они все основываются на Коране и Сунне.
На самом деле имам Абу Ханифа и другие имамы основывались на текстах Корана и Сунны, даже если они не давали фетвы этими текстами, потому что каждый из четырех имамов сказали, что если будет любой достоверный хадис, то это – его мазхаб, и они основываются на этом.
Имам Абу Ханифа сказал: «Если будет достоверный хадис – это мой мазхаб». Так же он, да помилует его Аллах, сказал: «Никому не разрешается брать наши слова, не зная откуда мы это взяли». И так же передается от него: «Запрещено тому, кто не знает мой далил, отвечать моими словами». В другом высказывании он добавил: «Поистине мы люди, сегодня мы говорим что-то, а завтра меняем свое мнение». Он так же сказал: «Если я сказал что-то, что противоречит Корану или хадису посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то оставьте мои слова».
Имам малик, да помилует его Аллах, сказал: «Поистине, я человек – ошибаюсь и бываю правым. Изучите мое мнение и все, что соответствует Корану и Сунне, берите, а то, что не соответствует Корану и Сунне — оставьте». Так же он сказал: «Мнение любого человека может быть принято или отвергнуто, кроме Пророка, да благословит его Аллах и приветствует».
Имам Шафии, да помилует его Аллах, сказал: «Нет никого, кто знал бы всю Сунну посланника Аллаха, или кто не забывал бы что-то. И что бы я не сказал и какое бы правило не привел, если в этом вопросе есть хадис, который противоречит тому, что я сказал, то истина – это то, что сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и это так же мое слово».
Имам Ахмад сказал: «Не следуйте слепо мне, или Малику, или аш-Шафии, или аль-Авза’и, или ас-Саври, а берите оттуда, откуда они брали». Так же он, да помилует его Аллах, сказал: «Мнение аль-Авза’и, мнение Малика и мнение Абу Ханифы, все это – только мнения, для меня они одинаковы. Поистине, истина заключается в хадисах, т.е. в шариатских далилах».
Это краткая биография имама Абу Ханифы и его мазхаба. В заключение отметим, что мусульманин не может не признавать статус и положение этих Имамов, но это не должно быть поводом для приоритета их мнений перед Книгой Аллаха и достоверной Сунной посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, потому что основа – это Коран и Сунна, а не мнения людей. Мнение любого человека может быть принято или отвергнуто, кроме посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, как сказал Имам Малик, да помилует его Аллах.
См. также «аль-Мадхаль иля Дираса аль-Мадарис ва аль-Мазахиб аль-Фикхийа» ‘Умара аль-Ашкъар.
Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид.
http://fatwaonline.net
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
comments powered by Disqus