Комментарии хадиса
«…является истинным лицемером…»
Лицемерие (нифáк) в арабском языке означает «противоречие внутреннего внешнему». Корень его происходит от слова (нафак), что означает «подземный ход в земле, имеющий выход в другом месте». Либо, как еще можно перевести на наш современный язык, это – «туннель». Так же основа этого слова берет свое начало из арабского «нáфикá аль-ярбу´». Переводится это выражение как «норки дикого зверька (наподобие крысы или тушканчика)». Т.е. этот зверек роет свою норку так хитро, что при опасности может зайти в неё и засыпать вход землей, чтобы хищник снаружи не обнаружил ее.
Лицемер (мунáфик) подобен норке этого хитрого зверька. Снаружи не видно, что он является лицемером, таит в своем сердце вражду и ненависть к религии Аллаха. Все это он держит внутри себя.
Лицемерие (нифáк) бывает двух видов:
лицемерие, имеющее отношение к убеждениям (нифáк и`тикадий), которое является неверием (куфром) и выводит человека из Ислама.
лицемерие, проявляющееся в делах (нифáк амалий), которое, в отличие от первого, не выводит человека из Ислама (в данном хадисе имеется в виду этот вид лицемерия).
«…поступает вероломно, заключив договор…»
Под словом «вероломство» (аль-гадр), в хадисе подразумевается: обман, нарушение обещаний, невыполнение данных условий.
«…и действует незаконно в случае возникновения расхождения [c кем-либо]»
«…действует незаконно…» – т.е. уклоняется от истины в своих ответах, всячески обманывая и хитря.
«…в случае возникновения расхождения…» – т.е. в спорах или конфликтах.
Иначе говоря, преступает пределы дозволенного Шариатом в случае возникновения каких-либо разногласий с другими людьми, независимо от их вероисповедания.
Из вышеприведенного хадиса Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) объяснил нам, что человек, которому присущи четыре качества, является истинным лицемером. Тот же, в ком имеются некоторые из них, присутствие лицемерия в таком человеке ровно столько, сколько в нем этих качеств.
Эти качества:
1) предательство либо несохранение доверенного (амáна);
2) ложь в разговоре;
3) нарушение (невыполнение) обещаний (договоров), обман;
4) беззаконие в спорах или конфликтах (преступание пределов дозволенного Шариатом).
Несомненно, эти качества являются одними из больших грехов. И у мусульманина, чьё сердце наполнено верой и единобожием, ни в коем случае не должно быть этих презренных и мерзких качеств!
Сейчас мы разберем более подробно каждое из них.
Первое качество: предательство (хыя´на) – это несправедливость, причиненная тому, кто доверил тебе что-либо на хранение (амáна). Предательство полностью уничтожает былое доверие между людьми. И как сказали ученые, является одним из видов воровства.
Ведь если человек отдает что-либо на хранение своему товарищу, то он полностью доверяет ему, и если этот товарищ не сохраняет доверенное, портит его, расходует по своему усмотрению, как ему заблагорассудится, то тем самым он совершает воровство.
Также слово «предательство» (хыя´на) можно объяснить как распоряжение доверенным неподобающим по Шариату образом. Примером предательства может служить продажа доверенного (амáна) без ведома хозяина. Либо использование этого на свои нужды, либо порча, проявление небрежности в хранении и т.д.
Доверенное (амáна) включает в себя имущество, отданное на хранение, секреты, тайны, а также какие-либо поручения, которые человек обязан выполнять в быту или на работе.
Амáна включает в себя и нашу религию – Ислам, которую Аллах Всевышний вверил нам на хранение, чтобы мы призывали людей к ней, обучали их, и сами, в первую очередь, выполняли все требуемые от нас шариатские предписания и законы.
Аллах (Свят Он и Велик) назвал предательством то, что противоречит Его Книге и Сунне Его Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Сказал Господь:
يا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لا تَخُونُوا اللَّهَ وَالرَّسُولَ وَتَخُونُوا أَماناتِكُمْ وَأَنْتُمْ تَعْلَمُونَ
«О те, которые уверовали! Не предавайте Аллаха и Посланника и не покушайтесь на то, что вверено вам сознательно» (Коран, 8:27).
Второе качество: ложь. Она является основой лицемерия, по ней можно судить о нраве человека. Обманщика не уважают в обществе, более того, презирают. Лгун также не вызывает доверия у людей, ему нельзя поручить никакое дело. Сама же ложь, в действительности, подобна мертвому среди живых.
Третье качество: нарушение (невыполнение) обещаний (договоров) и вероломство после их заключения. Оно также относится к разделу лжи.
Аллах Всевышний сказал:
وَبِما كانُوا يَكْذِبُونَ فَأَعْقَبَهُمْ نِفاقاً فِي قُلُوبِهِمْ إِلى يَوْمِ يَلْقَوْنَهُ بِما أَخْلَفُوا اللَّهَ ما وَعَدُوه
«Он наказал их, вселив в их сердца лицемерие до того дня, когда они встретятся с Ним, за то, что они нарушили данное Аллаху обещание, и за то, что они лгали» (Коран, 9:77).
Перечитайте еще раз внимательно этот аят и посмотрите, как Великий и Всемогущий Аллах наказал невыполнивших свои обещания и лгунов, поместив в их сердца лицемерие!
Невыполнение обещаний – это потеря доверия, нарушение порядка в обществе и в жизни каждого человека.
Однако следует упомянуть здесь, что нарушение (невыполнение) обещаний (договоров) является большим преступлением, признаком лицемерия в том случае, если человек намеревался нарушить данное им обещание (либо договор) изначально, при его заключении. Если же человек искренне намеревался выполнить свое обещание, но, по каким-либо независящим от него обстоятельствам, не смог этого сделать, то такое действие не будет считаться грехом. Ведь этот человек не виновен в случившемся.
В случае же, если человек, давший обещание, изначально намеревался выполнить его, и это было в его силах, но он не сделал то, что обещал, то на нем будет грех за нарушение (обещания). Но такой проступок не считается признаком лицемерия, т.к. изначально в сердце этого человека, присутствовало намерение на исполнение договора.
Четвертое качество: беззаконие в спорах. Это – преступание пределов дозволенного Шариатом в разногласиях и конфликтах, а также очевидное и упрямое отрицание истины. Нет сомнений, что данный поступок является страшным грехом, который влечет за собой другие грехи и приводит к тяжелым последствиям. Человек, проявляющий беззаконие в конфликтах и в случаях возникновения расхождений с кем-либо, явно отрицает истину, которая находится на стороне другого человека. Он позволяет себе посягать на честь и имущество людей. При этом сам он прекрасно осознает свою неправоту, но наотрез отказывается признать это перед другими.
Беззаконие в спорах – опаснейшая болезнь, разрывающая родственные связи и распространяющая преступления!
Имам ан-Нававий (да смилуется над ним Аллах) упомянул, что некоторые ученые зачислили разобранный сегодня нами хадис в раздел трудных (требующих пояснения). Они аргументировали свою точку зрения тем, что иногда все эти четыре качества лицемера перечисленные в хадисе встречаются у мусульманина, но, тем не менее, никто не вправе обвинить этого мусульманина в неверии и вывести его из Ислама…
Ответом на их высказывание было следующее: «Тот, в ком присутствуют все эти качества, подобен лицемеру в своем нраве (характере), но никак не является им в действительности (в полном смысле этого слова)».
Также был дан и другой ответ: «Не следует понимать хадис буквально. Т.е. «[Человек], которому присущи четыре [качества], является истинным лицемером…«. На самом же деле целью такого высказывания посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) было предостережение общины (уммы) от этих опасных и губительных качеств!».
А что касается имама аль-Куртубий (да смилуется над ним Аллах), то он сказал следующее: «Под словом «лицемерие» (в данном хадисе) подразумевается лицемерие, проявляющееся в делах (нифáк амалий). [Но никак не лицемерие в убеждениях]». И это мнение является самым правильным.
Другие же ученые сказали: «Под словом «лицемерие» [в данном хадисе] подразумевается лицемерие в убеждениях (в Вере), [которое выводит человека из Ислама]. И тот, в ком присутствуют все эти четыре качества, заслуживает самую низшую степень в Аду!».
Вот перед тобой, о мусульманин, четыре ответа на вышеприведенное высказывание группы ученых, зачисливших разобранный сегодня нами хадис в раздел трудных (требующих пояснения) и сказавших: «…порой в мусульманине можно наблюдать все эти четыре качества, но, тем не менее, никто не вправе обвинить его в неверии и вывести из Религии…». И как уже упоминалось выше, мнение имама аль-Куртубий является самым правильным.
Данный хадис, несомненно, является великой основой, на которой должна зиждиться нравственность каждого человека. И нам следует тщательно поразмыслить над всем вышесказанным и уберечь себя и свои семьи от всего, что может привести к лицемерию и вызвать гнев Аллаха. Ведь Всевышний сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا قُوا أَنفُسَكُمْ وَأَهْلِيكُمْ نَارًا وَقُودُهَا النَّاسُ وَالْحِجَارَةُ
«О вы, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, топливом для которого служат люди и камни…» (Коран, 66:6).
На основе материалов из книги:
«аль-Адаб ан-набавий»,
шейха Мухаммада Абдуль-Азиза аль-Хавлий
Перевод и адаптация:
редакция сайта WhyIslam.ru
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
comments powered by Disqus