Ответ
Вся хвала Аллаху.
Права родителей над их детьми могут быть сформулированы как: хорошее обращение с ними во всех вопросах, и с по доброму относиться к ним:
«Мы заповедали человеку делать добро его родителям» 46:15
«Мы заповедали человеку быть добрым к родителям» 29:8
«Мы заповедали человеку делать добро его родителям» 31:15
Шейх ас Саади сказал: «делать добро родителям» означает: относиться к ним с добром, как в словах так и в делах» Тафсир ас Саади, 524
Одним из важнейших актов поклонения которые предписаны ребенку по отношению к ним это послушание им, и делать что они говорят и не делать что они говорят не делать. Если его отец говорит делать что нибудь, то следует торопиться с выполнением этого, и если он говорит не делать что либо, то не следует этого делать, если это не приводит к непослушанию Аллаху и Его посланнику, потому что нет подчинения творению в ослушании Творца.
Затем он может совершать дуа за них и молиться об их прощении, особенно когда они станут старыми и слабыми и когда они будут нуждаться в добром отношении к ним и заботе. Аллах сказал (перевод смысла): «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!» – не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком»»17:23-24
Аллах дал примеры в Своей Книге о добром отношении к родителям. Аллах сказал о своем рабе Яхья ибн Закария (перевод смысла):
«О Йахйа (Иоанн)! Крепко держи Писание. Мы одарили его мудростью, пока он был еще ребенком, а также состраданием от Нас и чистотой. Он был богобоязнен, почтителен к родителям и не был гордецом и ослушником. Мир ему в тот день, когда он родился, в тот день, когда он скончался, и в тот день, когда он будет воскрешен к жизни!» (19:12-15)
Ибн Джарир ат Табари сказал: «Здесь Аллах говорит «и будь почтителен к родителям» означает, что он должен должен быть скор в подчинении, любви к ним и не ослушаться их.
«и не был гордецом и ослушником» - здесь Аллах говорит нам, что он не был слишком гордым из-за подчинения Аллаху и родителям, напротив, он был скромным и смиренным к Аллаху и родителям, совершая то, что приказано и остерегаясь то что запрещено; и он никогда не ослушивался Аллаха и родителей.» Тафсир Табари 16:58
И Аллах сказал о Своем рабе Иса ибн Марьям (перевод смысла): «Он сказал: «Воистину, я – раб Аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком. Он сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне совершать намаз и раздавать закят, пока я буду жив. Он сделал меня почтительным к моей матери и не сделал меня надменным и несчастным.» (19:30-32)
Ибн Кясир сказал: «Слова «почтительным к моей матери» означает: «и Он приказал мне быть почтительным к моей матери. Об этом говорится после послушания Господу, потому что Аллах часто упоминает о приказах поклонения ему и о послушании родителям, как в аятах где говорится: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!» – не кричи на них и обращайся к ним почтительно.» (17:23)
«Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие.» (31:14)
И слова «и не сделал меня надменным и несчастным» означают, что он не сделал меня невежественным и гордым по причине моего поклонения и послушания Ему и почитания моей матери, и таким образом я достиг подобного результата.» Тафсир ибн Кясир 3:121
Что касается умерших родителей, то ребенок может совершить много деяний, например:
1. Если у него есть богатство, и его родители были должны, то он может заплатить за них
2. Если у него есть богатство, и его родители не совершили хадж, то он может совершить хадж за них, или заплатить кому либо еще, что бы он совершил хадж за них
3. Он может молиться о прощении и милости для них. Аллах сказал (перевод смысла): «Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком».» (17:24)
Шейх ибн Саади сказал: это значит, молиться о милости для них, когда они живы и после их смерти.
Тафсир ас Саади, 524
Передано от Абу Хурайры, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Человек может подняться в статусе в Раю, и спросит откуда это? И будет сказано: «От твоего сына, который молился о твоем прощении» Передано Ибн Маджа 3660, оценен как сахих шейхом Албани в Сахих альДжами, 1617. Это касается человека который достиг возраста когда способен распознавать и может зарабатывать деньги. Но если ребенок мал и не понимает, то эти слова не относятся к нему.
Примером праведных предков может быть Абдуллах ибн Омар:
«Передано от Абдуллах ибн Динаар от Абдуллаха ибн Омара, что мужчина из бедуинов встретил его по дороге в Мекку. Абдулах поприветствовал его саламом, посадил его на осла, на котором сам ехал и дал ему тюрбан который был не его голове. Ибн Динар сказал: Мы спросили его: «Да наставит тебя Аллах, они всего лишь бедуины, и им не стоит много уделять внимания. Абдуллах сказал: Отец этого человека был другом Омара ибн Хаттаба и я слышал, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Лучшем проявлением доброты сына, это поддерживание отношений с теми кто был другом его отца» Передано Муслимом, 2552.
В соответствии с другим сообщением переданным ибн Омаром: когда он вышел из Мекки, у него был осел на которого он садился когда уставал от верблюда, и тюрбан на голове. Один день, когда он был на осле, бедуин прошел мимо него. Он спросил: «Ты сын такого то?» Он ответил: «Да» Он дал ему осла и сказал: «Езжай» И дал ему тюрбан со своей головы и сказал: «Обмотай вокруг головы» Некоторые из его сподвижников сказали: «Да простит тебя Аллах, ты дал этому бедуину осла на котором ездил, когда уставал от верблюда, и тюрбан со своей головы.» Он сказал: «Я слышал, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Лучшим проявлением доброты по отношению к отцу, является проявления уважения к его другу после его смерти» и отец (этого человека) был отцом Омара.
Абу Хурайра был назначен Марваном в Медину. Он жил в Зуль Хулайфа (примерно в 10 км. от Медины) и он жил в одном доме, а его мать в другом. Когда он хотел выйти, он вставал перед ее дверью и говорил: «Мир тебе, о моя мать, и милость Аллаха и Его благословения. И она отвечала: «И тебе, о мой сын, и милость Аллаха и благословения.» И он говорил: «Да смилостивится Аллах над тобой, ведь ты носила меня когда был маленьким». И она говорила: «Да окажет милость Аллах тебе, ведь ты смотришь за мной когда я постарела.» И когда он хотел войти, то поступал также.
Источник
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
comments powered by Disqus