О ДОЗВОЛЕННОЙ (халяль) и НЕ ДОЗВОЛЕННОЙ (харам) ПИЩЕ
Опубликовано/обновлено: 2007-12-20 11:25:27. Просмотров: 6968 | Автор: Reyus Mammadli
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
О необходимости употреблять в пищу только дозволенное
Всевышний Аллах велел Своим посланникам и пророкам, а также тем, к кому они были направлены, питаться дозволенным и совершать праведные дела. Всевышний Аллах сказал: «O те, кто уверовал! Вкушайте из того благого, чем Мы наделили вас» (аль-Бакъара 2: 172).
Вред и опасность употребления запретного состоят в том, что в мире этом они препятствуют принятию деяний и ответу на мольбу, а в мире ином за это полагается наказание. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах Всевышний – Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого. И поистине, Аллах повелел верующим то же, что повелел Он и посланникам. Всевышний Аллах сказал: «O посланники! Вкушайте благое и совершайте праведные дела» (аль-Муминун 23: 51). Всевышний также сказал: «O те, кто уверовал! Вкушайте из того благого, чем Мы наделили вас» (аль-Бакъара 2: 172). Абу Хурайра сказал: “А потом пророк (мир ему и благословение Аллаха) упомянул о покрытом пылью человеке с растрепанными волосами, который уже долго находится в пути и воздевает свои руки к небу, говоря: “О Господь, о Господь!”, - однако пища его запретна, и питье его запретно, и одежда его запретна, и употреблял он запретное. Так как же может быть дан ему ответ?!” Муслим 1015.
Хафиз Ибн Касир говорил: “Употребление в пищу дозволенного является причиной принятия мольбы и поклонения, так же, как употребление запретного является препятствием принятия мольбы и поклонения”. См. “Тафсир Ибн Касир” 1/280.
Зайд ибн Аркъам (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “У Абу Бакра был один раб, который договорился с ним, что он будет выкупать себя. И каждый раз, когда он приносил что-либо, Абу Бакр спрашивал его: “Откуда это?” И если ответ его удовлетворял, то он это ел, а если нет, то оставлял. И в один из дней, когда Абу Бакр постился, этот раб принес еду. Абу Бакр взял кусок из этой еды и съел его, забыв спросить его о ней. После этого он спросил его: “Откуда это?” Тот ответил: “Я во времена невежества (джахилии) нагадал как прорицатель, но я не являлся им на самом деле, я просто обманул, и мне отдали плату”. Абу Бакр сказал: “Скверно то, что ты совершил, ты чуть не погубил меня!” После чего он попытался вырвать то, что съел, но не смог. Ему сказали, что оно выйдет с водой. После чего он стал пить воду и вырывать. И он вырвал все, что было у него в желудке. А когда ему сказали: “Неужели ты сделал все это из-за одного кусочка?!”, он ответил: “Если бы это не вышло из меня, кроме как с моей душой, я все равно бы вырвал это! Поистине, я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Любое тело, которое вскормлено запретным больше всего заслуживает Огня!»” Абу Ну’айм 1/31, аль-Байхакъи 5760. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 4519.
Однажды люди сказали Джундубу (да будет доволен им Аллах): “Сделай нам наставление”. Он сказал: «Поистине, первым, что начнет разлагаться у человека, будет его живот! Так пусть же тот, кто сумеет не есть ничего, кроме благого, так и поступает». аль-Бухари 7152.
Эти слова Джундуб мог слышать только от самого пророка (мир ему и благословение Аллаха), ибо сподвижники о сокровенных вещах и о том, что произойдет в будущем, от себя не говорили.
Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд говорил: “Приверженцы Сунны – это те, кто знает о том, что попадает им желудок только дозволенное!” аль-Лялякаи 51.
Употребление запретного в пищу, бывает двух видов:
Первое – это когда человек питается тем, что в основе своей является дозволенным, но приобретено на запретное имущество, как то, что заработано ростовщичеством, взятками, блудом или украденное, отнятое силой, заработанное на продаже запретного, как например алкогольные напитки, и т.п.
Второе – это когда человек употребляет в пищу то, что в основе своей запрещено, как свинину, хищных животных, вино и все остальное, что в основе своей является запретным, даже если это куплено на деньги, заработанные дозволенным способом.
О том, что запрещено употреблять в пишу
Мертвечина, свинина, кровь, вино
Всевышний Аллах сказал: «Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха, или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его (до смерти), и то, что зарезано для идолов, а также гадание по стрелам. Все это есть нечестие» (аль-Маида 5: 3).
Имам аз-Захаби говорил: “Тот, кто намеренно и без причины будет это употреблять, тот преступник. И я не думаю, что истинный мусульманин сможет сознательно есть свинину. Такое может сделать только еретик!” См. “аль-Кабаир” 128.
Также к мертвечине, которую запрещено есть, относится то, что отрезано от животного, которое было живым. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «То, что было отрезано от животного, которое было живым, является мертвечиной!» Абу Дауд 2841, Ибн Маджах 3216. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Поэтому любую часть, отрезанную от любого животного, когда оно было живым, есть запрещено.
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Воистину, вино, азартные игры, каменные жертвенники (идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний шайтана. Сторонитесь же этого – быть может, вы преуспеете. Воистину, шайтан при помощи вина и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?!» (аль-Маида 5: 90-91).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Все опьяняющее запрещено!» Он также сказал: «Все, что опьяняет, является вином, а любое вино запрещено!» Муслим 2002.
Таким образом, Всевышний Аллах запретил употреблять все, что принесено в жертву не Аллаху; мертвечину, по какой бы причине животное не умерло, кроме заколотого установленным способом; кровь; свинину и вино.
Запрещено есть все, что имеет клыки
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Все, что имеет клыки из хищных животных, употреблять в пищу запрещено». Муслим 1933.
В хадисе речь идет о львах, тиграх, волках, лисах, собаках и т.п. См. “аль-Мугъни” 13/317.
Птицы, имеющие когти
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил употреблять в пищу любое животное, обладающее клыками, и любую птицу, обладающую когтями”. Муслим 1934.
Сюда относятся орлы, ястребы, соколы и т.п.
Домашний осел
Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “В день Хайбара посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил употреблять в пищу мясо домашних ослов и разрешил употреблять в пищу конину”. аль-Бухари 4219, Муслим 1941.
Мул
Сообщается, что Джабир ибн Абдуллах (да будет доволен им Аллах) сказал: “В день Хайбара посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил употреблять в пищу мясо домашних ослов, мулов, тех диких зверей, у которых есть клыки, и тех птиц, на лапах которых имеются когти”. Ахмад 3/323, ат-Тирмизи 4/61. Иснад хадиса хороший.
Имам ан-Науауи сказал: “Имам аш-Шафи’и и другие его сторонники запрещали употреблять в пищу мулов и все остальное, что родилось в результате совокупления животных, которых дозволено есть и тех, которых есть запрещено”. См. «аль-Маджму’» 9/27.
Насекомые
Имамы аш-Шафи’и, Ахмад и большинство ученых, опираясь на аят: «Он (пророк) дозволяет благое и запрещает скверное» (аль-А’раф 7: 157), запрещали есть мух, комаров, ос, пауков и т.п. насекомых.
Шейх Сыддикъ Хасан Хан сказал, что та живность, которую люди считают скверным, является запретным. А если есть разногласие относительно чего-либо, является ли это скверной или нет, то следует склониться к тому, что считают большинство. См. “ар-Раудату-ннадия” 2/217.
Однако не все ученые были согласны с таким толкованием аята: «Он (пророк) дозволяет благое и запрещает скверное».
Некоторые истолковали слово «скверное» (хабаис), как запретное. Ибн ‘Аббас сказал: “Скверное – это мясо свиньи, ростовщичество (риба) и т.п.”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 3/183.
Шейх аль-Альбани об этом мнении сказал: “Смысл слов «скверное» означает то, что запретил Аллах! Этот смысл передал Ибн Касир от некоторых ученых. Все что дозволил Аллах, является благим и полезным, как для тела, так и для религии. А все, что Он запретил, является скверной, причиняющей вред как организму, так и религии. А что касается того, что понятие скверного необходимо возвращать к пониманию людей, то в этом есть сомнение. Откуда нам знать, что их понимание этого не разница?! Затем, даже если мы знаем о разногласии относительно какой-либо вещи (является ли это скверной или нет), то откуда нам знать, каково мнение большинства людей?! И потом, ведь это понимание может быть отличным от местности к местности! И даже если это понимание не будет относительным, то где шариатский довод на то, что понимание людей является шариатским доводом?!” См. “ат-Та’ликъату-ррадыя” 3/34.
Обезьяны и слоны
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Бар сказал: “Мы не знаем среди ученых разногласий в том, что обезьян нельзя есть и продавать!” См. “аль-Мугъни” 13/315, “Шархуль-кабир” 11/68.
Что касается слона, то большинство ученых, среди которых Хасан аль-Басри, Абу Ханифа, аш-Шафи’и и Ахмад считали, что есть его запрещено, ибо он обладатель самых больших клыков, несмотря на то, что некоторые относят их к резцам. А имам Ахмад говорил: “Слон не является пищей мусульман”. См. “Ахкаму-ззабаих” 139.
Нельзя есть то, что запрещено убивать
Запрещено убивать пчелу, муравья, удода, сорокопута и лягушку.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил убивать четырех: муравья, пчелу, удода и сорокопута (сард)”. Ахмад 1/332, Абу Дауд 5267. Имам Ибн Хиббан, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным.
Имам аль-Байхакъи сказал: “В этом хадисе доказательство на запрещение употребления в пищу того, что запрещено убивать. И если бы есть это было дозволено, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не запретил бы их убивать!” См. “Субулю-Ссалям” 4/107.
‘Абдур-Рахман ибн ‘Усман рассказывал: “Некий лекарь спросил посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) об изготовлении лекарства из лягушек (жаб), и он запретил их убивать”. Ахмад 15197, ад-Дарими 1998. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
‘Абдуллах ибн ‘Амр говорил: “Не убивайте лягушек, ибо их кваканье – прославление Аллаха!” аль-Байхакъи в “Сунануль-кубра” 19166. Достоверность подтвердили имам аль-Байхакъи, ан-Науауи и хафиз Ибн аль-Муляккъин.
Нельзя есть то, что велено убивать
В хадисах пришло веление убивать змей, злых собак, мышей, коршунов, воронов, скорпионов и ящериц. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Среди живых существ есть пять видов, каждый из которых приносит вред, и посему их можно убивать как на священной земле (Мекке), так и за ее пределами. Это – скорпион, коршун, ворон, мышь и злобную (кусающую) собаку». аль-Бухари 3314, Муслим 1198.
Са’д ибн Абу Уаккъас рассказывал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелевал убивать ящериц”. Муслим 2238.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Убивайте змей и скорпионов, даже если вы находитесь в молитве». ат-Табарани. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 1151.
Однако, если змея заползла в дом, то ее нельзя убивать, ибо это может быть джин. Следует велеть ей покинуть дом и подождать три дня. Если после этого она не покинет дом, то ее можно убить, ибо это шайтан. См. «Сахих Муслим» 2236.
Запрещено есть мясо и пить молоко животного, которое питалось нечистотами (джалляля)
Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил употреблять в пищу мясо и молоко животных, питающихся нечистотами”. Ахмад 1989, 2161, Абу Дауд 3785, ат-Тирмизи 1825. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам Ибн Дакъикъ аль-‘Ид, хафиз Ибн Хаджар и шейх Ахмад Шакир.
Среди ученых есть разногласие, относится ли этот хадис ко всем животным или же только к четвероногим. Имам Ибн Хазм сказал: “Курица и птицы не именуются джаллялей!” См. “аль-Мухалля” 7/410.
Мнение Ибн Хазма подкрепляет внешний смысл другой версии этого хадиса: “Посланник Аллаха запретил есть верблюда, питавшегося нечистотой, а также ездить на нем верхом и пить его молоко”. Абу Дауд 3887, ан-Насаи 4337, Са’ид ибн Мансур 2816. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. “аль-Ируа” 8/150.
Ведь птицы, как известно, молока не дают и на них верхом не ездят. Также это мнение усиливается тем, что достоверно передается от Абу Мусы, что он ел курицу, питавшуюся нечистотой. См. “аль-Мухалля” 7/429.
Однако также сообщается, что Ибн ‘Умар закрывал курицу, питавшуюся нечистотой на три дня. Ибн Абу Шайба 4660. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил есть животное, питавшееся нечистотой по той причине, что когда оно пьет нечистую вещь, она распространяется по всему телу. Молоко такого животного приобретает неприятный запах. После этого мясо и молоко животного также начинает иметь статус нечистоты.
Для того, чтобы такое животное стало пригодно к употреблению, необходимо его после этого кормить чистым кормом, чтобы оно отчистилось от той нечистоты, которым питалось. Что касается срока очищения животного, питавшегося нечистотой, то относительно этого есть разногласия. Некоторые ученые считали, что этот срок составляет три дня, а некоторые говорили, что он составляет сорок дней. Шейх Сыддикъ Хасан Хан говорил: “Смысл запрета употреблять животное, питавшееся нечистотой, состоит в том, что изменилось его мясо и молоко. И когда исчезнет эта причина, то исчезает и запрет”. См. “ар-Раудату-ннадия” 2/216.
Шейх аль-Альбани относительно его слов сказал: “Это правильное мнение! Дозволено есть животное, питавшееся нечистотой, если после кормления его чистой едой исчезнет запах нечистоты, как об этом сказано в «Фатхуль-Бари». И нет на этот счет каких-либо установленных количеств дней, несмотря на то, что Ибн ‘Умар запирал курицу, питавшуюся нечистотой на три дня”. См. “ат-Та’ликъату-ррадыя” 3/32.
Имам аль-Багъауи сказал: “Что касается верхового животного, то если оно питается нечистотой иногда, то от этого оно не становится джаллялей”. См. “Шарху-Ссунна” 3/183.
Запрещено есть все, что запрещено продавать
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если Аллах запретил людям что-либо есть, то Он запретил им это и продавать». Абу Дауд 3488. Хадис достоверный.
Абу Зубайр рассказывал: “Я спросил Джабира о продаже собак и кошек и он сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) строго запретил это!»” Муслим 1569.
Запрещено употреблять то, что вредит здоровью
Всевышний Аллах сказал: «Не убивайте самих себя, поистине, Аллах к вам милосерден» (ан-Ниса 4: 29).
Сообщается от ‘Убады, Ибн ‘Аббаса, Абу Са’ида, ‘Аиши, Абу Хурайры и Джабира (да будет доволен ими Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нельзя причинять вред ни себе, ни другим!» Ахмад 5/326, Ибн Маджах 2340, ат-Табарани 1/163. Этот хадис передается множеством путей, каждый из которых усиливает друг друга, в связи с чем, имамы Абу Дауд, Ибн Абу ‘Асым, аль-Хаким, аз-Захаби, Ибн ас-Салях, ан-Науауи, аль-Мунауи и аль-Альбани подтвердили достоверность этого хадиса.
Имам Ибн Хазм сказал: “Есть то, что не вредит здоровью дозволено, а употреблять то, что вредит здоровью – запрещено!” См. “аль-Мухалля” 7/430.
Запрещено употреблять все, что является нечистотой (наджаса)
Имам Ибн Хазм сказал: “Ученые сошлись на том, что есть и пить нечистоты запрещено!” См. «Маратибуль-иджма’» 39.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Все, что является наджасой, есть запрещено, однако не все, что запрещено есть, является наджасой”. См. “Маджму’уль-фатауа” 21/542.
«Наджаса» (нечистота), множественное число «наджасат» – это все то, что здоровое человеческое естество считает грязным (скверным), от чего люди предохраняются и очищаются, когда она попадает на их одежду. См. “ар-Раудату ан-надийа” 1/12.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Наджаса – это все то, от чего шариат обязал сторониться и очищаться, как например, моча и экскременты”. См. “Фатауа ат-тахара” 1/64.
Об употреблении того, что принято считать запретным, но таковым на самом деле не является
О дозволенности употребления в пищу варана, гиены, ёжа, черепахи, крокодила, дикого осла, коня, саранчи, кролика, зайца, курицы, воробья, голубя и т.п.
Некоторые мусульмане, опираясь на общие хадисы о запрете употребления животных, имеющих когти и клыки, полагают, что запрещено есть кролика, зайца и курицу.
Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды мы спугнули зайца в Марр аз-Захране и люди стали гоняться за ним, но выбились из сил, а я догнал и схватил его. Потом я принес этого зайца Абу Тальхе, который зарезал его и отослал посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) его задние ноги, и он отведал их”. аль-Бухари 2672, Муслим1953.
Абу Муса аль-Аш‘ари (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Я видел, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) ел курицу”. аль-Бухари 5517, Муслим 1649.
К этому также относятся такие птицы, как воробей, голубь и т.п. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто проявил милосердие, даже когда зарезал воробья, того помилует Аллах в День воскрешения!» ат-Табарани в “аль-Кабир” 7915. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
Что касается хищных животных, то из их числа исключением является гиена. Ибн Абу ‘Аммар рассказывал: “Однажды я спросил Джабира: “Эта гиена добыта на охоте?” Он ответил: “Да”. Я спросил: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) разрешал это?!” Он ответил: “Да”. Абу Дауд 3801, ат-Тирмизи 851, ан-Насаи 5/191. Имам аль-Бухари, имам ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, аль-Байхакъи и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным.
В этом хадисе указание на то, что запретное и дозволенное в Исламе познается только с помощью текстов Корана и Сунны, а не разума и предположения.
Что касается хадиса, который приводит ат-Тирмизи и в котором сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил есть гиену, то он недостоверный, о чем сказали имам Ахмад, хафиз аз-Зайля’и и хафиз Ибн Хаджар.
Имам аш-Шаукани писал: “Большинство ученых считали запретным гиену, опираясь на хадис о запрете животных, имеющих клыки. Однако ответ таков, что хадис о дозволенности гиены делает исключение из общего запрета употребления в пищу животных, имеющих клыки”. См. “Найлюль-аутар” 8/291.
Также дозволенно есть и ежа, а что касается хадиса: «Однажды возле пророка (мир ему и благословение Аллаха) упомянули о еже, на что он сказал: «Это – нечто отвратительное» Ахмад, Абу Дауд, то имам аль-Байхакъи и хафиз Ибн Хаджар назвали его слабым.
Имам ас-Сан’ани сказал: “Сильным мнением является мнение тех ученых, которые дозволяли есть ежа, поскольку достоверный текст, запрещающий это отсутствует, а основа в этом вопросе то, что все дозволено, кроме того, что запрещено!” См. “Субулю-Ссалям” 4/108.
Также в некоторых кругах бытует мнение о нежелательности употребления конины. При этом они опираются на хадис, который приводят Абу Дауд, ат-Тирмизи и другие, в котором сказано, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил есть конину. На самом же деле этот хадис является слабым, в чем нет среди имамов разногласий, как сказал Имам ан-Науауи: “Сошлись имамы на том, что этот хадис является слабым”. См. “Шарху сахих Муслим” 13/86.
Более того, этот хадис противоречит достоверному хадису Джабира, который рассказывал: “В день Хайбара посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил употреблять в пищу мясо домашних ослов и разрешил употреблять в пищу конину”. аль-Бухари 4219, Муслим 1941.
Также некоторые люди не знают о том, что живность, обитаемая в воде дозволенна, без закалывания в соответствии с требованиями шариата, будь это даже мертвечина. Абу Хурайра рассказывал, что некий мужчина подошел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “О Посланник Аллаха! Выходя в море, мы берем с собой немного воды. Если мы станем совершать ею омовение, то будем испытывать сильную жажду. Можно ли совершать омовение морской водой?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Морская вода пригодна для очищения и мертвечина ее дозволена». Абу Дауд 1/83, ат-Тирмизи 1/69, ан-Насаи 1/176, Ибн Маджах 1/386. Имам аль-Бухари, ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, Ибн Мандах, ан-Науауи и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным.
Имам ас-Сан’ани сказал: “Из этого хадиса ясно, что любая мертвечина моря является дозволенной, даже если внешне она похожа на собак или свиней”. См. “Субулю-Ссалям” 1/23.
Спросили ученых Постоянного комитета: «Дозволено ли употреблять в пищу черепаху, морского коня, крокодила и ежа, или это запрещено?» Они ответили: “Что касается ежа, то есть его дозволенно исходя из общего аята: «Скажи: “Из того, что дано мне в откровение, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое является скверной, а также недозволенное мясо животных, заколотых не ради Аллаха”» (аль-Ан’ам 6: 145). Поэтому основа является дозволенность, пока не найдется запрет. Что касается черепахи, то группа ученых дозволили ее есть, даже если она не зарезана в соответствии с требуемыми нормами. При этом они опирались на общий смысл аята: «Вам дозволены морская добыча» (аль-Маида 5: 96), а также на слова пророка (мир ему и благословение Аллаха) о море: «мертвечина ее дозволена» Абу Дауд. Но все же зарезать ее лучше, дабы выйти из разногласия. Что касается крокодила, то некоторые сказали: «Его можно есть так же, как и рыбу», опираясь на упомянутые аят и хадис. Другие же сказали: «Нельзя его есть, поскольку у него клыки как у хищных зверей». Однако правильней первое мнение. Что касается морского коня, то его также дозволенно есть, опираясь на сказанное. Нет ничего запрещающего его употребление!” См. “Фатауа ислямия” 3/388.
Также запретным является не любая кровь, ибо аят: «Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи…», является обобщенным, но есть хадисы, делающие некоторые исключения. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нам дозволено употреблять две мертвечины и два вида крови. Что касается мертвечины, то это рыба и саранча, а что касается крови, то это печень и селезенка». Ибн Маджах, аль-Хаким, аль-Байхакъи. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 210.
То же самое относится и к крови, которая остается в жилах животных, заколотых необходимым образом, ибо она является дозволенной. См. “Сахих фикъху-Сунна” 2/338.
Сообщается, что ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) не видела ничего страшного в крови и красноте, которые оставались в мясе. ат-Табари 8/71. Иснад достоверный.
‘Абдуллах ибн Абу Ауф (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Мы принимали участие в семи (или: шести) военных походах вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха) и вместе с ним ели саранчу”. аль-Бухари 5495, Муслим 1952.
Также дозволенно употребление диких ослов, поскольку запрет пришел именно на употребление в пищу домашних ослов. Абу Къатада рассказывал, что как-то спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха): “О посланник Аллаха, мы добыли на охоте дикого осла и у нас еще осталось его мясо”, и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ешьте то, что осталось тоже». аль-Бухари 1824, Муслим 1196.
Также не запрещено есть варана. Что касается хадиса, в котором пришло веление убивать ящериц, то в них речь идет о маленьких ящерицах (уазгъ), а что касается варанов, то употреблять в пищу их не запрещено. От Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что когда посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили о варане: “Можно ли его есть?”, он сказал: «Я его не ем, но и не запрещаю». аль-Бухари 5536, Муслим 1943.
О дозволенности употребления любого сыра
Ученые разошлись во мнениях относительно употребления сыра, сделанного язычниками, из-за добавления в него сычуги (инфаха) из желудка животных. Одни сказали, и это мнение большинства ученых, что можно употреблять лишь сыр, который сделали мусульмане или люди Писания (христиане и иудеи), ибо животные, кем бы они ни были заколоты помимо мусульман и людей Писания, являются мертвечиной. Другие ученые сказали, и это Абу Ханифа и некоторые ханбалиты, что дозволено есть сыр, производимый даже многобожниками, поскольку сычуга и молоко мертвечины, не являются нечистотой (наджаса), если эти животные из числа тех, мясо которых является дозволенным. См. “аль-Бахру-Рраикъ” 1/112, “Ахкамуль-Къуран” 1/168.
Третьи считали, что есть сыр, изготовленный даже из сычуги мертвечины употреблять дозволенно, поскольку происходит изменение качества вещи, что именует как «истихаляту наджаса».
Как бы то ни было сыр, изготовленный многобожниками, есть дозволено, ибо на дозволенность этого указывают действия и слова сподвижников. Однажды ‘Умара ибн аль-Хаттаба спросили о сыре, в который добавляют сычугу из желудка мертвечины? Он сказал: “Помяните имя Аллаха и ешьте”. Ибн Абу Шайба 5/130, ‘Абдур-Раззакъ 4/538. Достоверность подтвердил имам Ахмад.
Также сообщается, что Тальха ибн ‘Убайдуллах отрезал ножом кусок сыра язычников и, упомянув имя Аллаха, съел его. Ибн Абу Шайба 5/131. Иснад достоверный.
Также это передается от Сальмана аль-Фариси и аль-Хасана ибн ‘Али.
Этому мнению также отдал предпочтение и шейхуль-Ислам Ибн Таймия, который сказал: “Сыр язычников есть дозволено, поскольку, когда сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) завоевали Ирак, они ели сыр огнепоклонников!” См. “Маджму’уль-фатауа” 21/101.
О дозволенности в случае крайней необходимости употребления запретного
Всевышний Аллах сказал: «Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха. Если же кто-либо вынужден съесть запретное, не проявляя ослушания и не преступая пределы необходимого, то нет на нем греха. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» (аль-Бакъара 2: 173).
Из этого и других аятов Корана и хадисов вытекает важнейшее правило шариата «ад-Дарурату тубихуль-махзурат» (Необходимость делает запретное дозволенным).
Джабир рассказывал: “Однажды у одной семьи умер мул, а у них не было ничего, что они могли есть. Тогда они пришли к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сообщили ему об этом, и он позволил им съесть этого мула”. аль-Баззар в “Кашфуль-астар” 3/328. Хадис хороший. См. “аль-Джами’ ас-сахих” 4/181.
Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Ученые единогласны в том, что в случае необходимости дозволено употреблять мертвечину”. См. «аль-Иджма’» 102.
Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди в толковании этого аята сказал: “Запретив употреблять в пищу перечисленные выше и прочие недозволенные вещи, Всевышний Аллах оказал людям великую милость и уберег их от вреда. Но, несмотря на это, если человек вынужден будет съесть запретное по причине сильного голода, из-за отсутствия иной пищи или под принуждением, то он не совершит греха, если поступит подобным образом. При этом он не должен желать запретное, имея возможность довольствоваться дозволенным или вынести голод, и не должен излишествовать, употребляя в пищу больше того, что достаточно для выживания. При таких обстоятельствах с человека снимается ответственность за употребление в пищу запрещенного, и за основу берется изначальное повеление Аллаха, есть и пить столько, сколько необходимо. Человеку запрещается подвергать свою жизнь опасности и обрекать себя на голодную смерть. Он обязан утолить голод, и если он уморит себя голодом до смерти, то совершит грех, который приравнивается к самоубийству. Из этого аята вытекает известное правило, согласно которому в случае крайней необходимости некоторые запрещенные поступки становятся дозволенными. В случае крайней необходимости Милостивый Аллах позволяет людям совершать запрещенные поступки”. См. “Тайсируль-Карими-Ррахман” 68.
С работы: "О НЕОБХОДИМОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ В ПИЩУ ДОЗВОЛЕННОГО и положения связанные с закалыванием животных"
Редакция http://www.Toislam.com
БисмиЛлах. Вся хвала Аллаху. Послушайте небольшой урок, подготовленный Эльмиром Кулиевым о правилах, условиях мольбы и причинах принятия мольбы, и других нюансах, ...
Ради обретения стройной фигуры, некоторые женщины готовы идти даже на крайние меры. К примеру, они просто-напросто перестают есть. Но, добиться таким ...
Женщины всегда боятся получить нежданный диагноз в виде опухоли молочной железы. Девушек учат регулярно обследовать участки своего тела и при малейшем ...
Как ухаживать за молочными зубами Исследования показали, что для укрепления зубов особенно полезны следующие вещества: кальций, фосфор, которыми особенно богаты молоко, сыр, творог, витамин Д, который образуется ...
Как правильно выбрать шторы (гардины) и карнизы Шторы - это неотъемлемая часть интерьера, они прекрасно защищают от ярких световых лучей и пыли. Поэтому к их подбору нужно отнестись серьезно.Для ...
Хотите блеснуть знаниями перед учителем? Тогда читайте дальше и запоминайте эти длинные медицинские термины, которые не просто существуют в медицинской практике, ...
Эпиляция. Минусы и плюсы Эпиляция — это метод избавления и от волос, и от волосяных луковиц. Пока не существует метода, который бы гарантировал вам полное избавление ...
У её мужа постоянное желание. Что ей делать? Аль-Бахути сказал:
У мужа есть право наслаждаться близостью с женой в любое время… при условии, что он не отвлекает её от религиозных ...