Ибн ‘Аббас рассказывал: “Однажды я ночевал у своей тети Маймуны бинт Харис – жены пророка (мир ему и благословение Аллаха), и в эту ночь пророк (мир ему и благословение Аллаха) был у нее. Он совершил ночную молитву (‘иша), затем вернулся к себе домой и совершил четыре рак’ата. Затем он лег спать, а когда встал, спросил: «Мальчик уснул?» Затем он встал совершать молитву, а я встал слева от него, но он поставил меня справа, и он совершил пять рак’атов, а затем еще два. После этого он опять лег спать и уснул, что я слышал его храп”. аль-Бухари 117, 697.
Данный хадис ясно указывает на то, что после молитвы ‘иша есть сунна в четыре рака’ата, поскольку Ибн ‘Аббас сказал: “Он совершил ночную молитву (‘иша), затем вернулся к себе домой и совершил четыре рак’ата”.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Мухаммад ибн Наср отнес эти четыре рака‘ата к Сунне ‘иша, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил их перед сном”. См. “Фатхуль-Бари” 2/484.
Т.е. эти четыре рака‘ата не из числа къияму-ллейль, которые пророк (мир ему и благословение Аллаха) обычно совершал после пробуждения в середине или в конце ночи.
Шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади об этом хадисе о словах: “совершил четыре рак’ата” сказал: “Это ратиба ночной молитвы”. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 9/201.
Т.е. эти 4 рака’ата после молитвы ‘иша шейх отнес к Сунан ар-рауатиб – добровольным молитвам, совершаемым до и после пяти обязательных молитв.
Также сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто совершил четыре рака’ата после молитвы ‘иша, читая в первых двух рака’атах суры «аль-Кафирун» и «аль-Ихляс», а в последних двух суры «аль-Мульк» и «ас-Саджда», то они запишутся ему как четыре рака’ата, совершенные в Ночь предопределения». Ибн Наср в “Къияму-ллейль” 60.
Но этот хадис является слабым. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 11/103 под хадисом № (5060).
Однако сообщения с таким же смыслом передаются от группы сподвижников:
‘Абдуллах ибн ‘Амр сказал: “Тот, кто совершил четыре рака’ата после молитвы ‘иша, то они слово совершены в Ночь предопределения”. Ибн Аби Шейба 7273. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность иснада.
‘Аиша сказала: “Четыре рака’ата после молитвы ‘иша приравниваются к совершению их в Ночь предопределения”. Ибн Аби Шейба 7274. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность иснада.
Ибн Мас’уд сказал: “Тот, кто совершил четыре рака’ата после молитвы ‘иша, не разделяя их таслимом (саламом), то они приравниваются к совершению их в Ночь предопределения”. Ибн Аби Шейба 7275. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность иснада.
Нет никакого сомнения в том, что все эти асары от сахабов имеют положение марфу’, т.е. то, что возводится к пророку (мир ему и благословение Аллаха), поскольку они не устанавливали от себя в религии ничего и не могли знать о том, какое достоинство имеет четыре рака’ата после молитвы ‘иша, не взяв это от пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Приведя эти сообщения от сахабов, шейх аль-Альбани сказал: “Хоть они и в форме маукъуф (от сподвижника), они имеют положение марфу’ (от пророка), поскольку такие вещи не говорят от себя!” См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 11/103.
Кстати, в этих сообщениях указывается на большое достоинство четырех рака‘атов после молитвы ‘иша.
Из числа тех, кто также говорил об этой Сунне и поступал в соответствии с ней – Са’ид ибн Джубайр, ученик Ибн ‘Аббаса, совершавший четыре рака'ата после молитвы ‘иша. аль-Маруази в “Тазым аль-къадр ас-саля” 114.
Также четыре рака’ата после ‘иша совершал и аль-Къасим ибн Аби Айюб. Ибн Аби Шейба 6684.
Имам ас-Сархаси сказал: “Что же касается добровольных молитв после молитв ‘иша, то это два рака’ата, как об этом передаются сообщения. А если совершить четыре рака’ата после ‘иша, то это лучше, о чем передается в хадисе от Ибн ‘Умара, а также это и передается и от пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Тот, кто совершил четыре рака’ата после молитвы ‘иша, то они приравниваются к совершению их в Ночь предопределения»”. См. “аль-Мабсут” 1/157.
Также о желательности совершения четырех рака’атов после молитвы ‘иша говорили хафиз аз-Зайля’и и имам аш-Шаукани. См. “Насбу-ррая” 2/145, “Найлюль-аутар” 3/21.
Что касается их совершения, то следует читать ташаххуд во втором рака'ате, как и в последнем. И лучше делать все 4 рака'ата разом, не разделяя после двух рака'атов саламом, как об этом говорится в асаре Ибн Мас’уд: “Кто совершил четыре рака’ата после молитвы ‘иша, не разделяя их таслимом (саламом)”.
Аллаху а'лям.
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
comments powered by Disqus